Отчет по введению ФГОС ДО
Отчёт МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы Саратовского района Саратовской области"
о проделанной работе по введению ФГОС
в рамках пилотного МДОУ Саратовского района
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования. С 01.01.2014г. в систему дошкольного образования вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).
С мая 2014 года коллектив МДОУ "Детский сад «Малышок» приступил к введению и реализации ФГОС ДО и разработал ряд мероприятий.
Изданы приказы по МДОУ "Детский сад «Сказка» о введении ФГОС ДО:
- приказ №56 от 14.05.14г "Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МДОУ";
-приказ № 60 от 21.05.2014г. «Об утверждении рабочей группы по разработке плана и введения ФГОС и «Положения о рабочей группе по введению ФГОС»;
- приказ № 61 от 21.05.2014г. «Об утверждении плана- графика по введению ФГОС ДО в МДОУ "Детский сад «Малышок» ст.Тарханы".
В целях организации подготовительной работы и обеспечении условий внедрения ФГОС ДО в Саратовском муниципальном районе приказом по управлению образования администрации Саратовского муниципального района Саратовского области №67 от 30.05.2014г. МДОУ "Детский сад "Малышок" ст. Тарханы был присвоен статус пилотной площадки.
Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.
Методическая работа строилась в целях формирования положительной мотивации участников введения ФГОС ДО к реализации поставленных задач, повышения результативности образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки воспитателей и специалистов ОУ к реализации требований ФГОС ДО : семинары, обсуждение методической литературы, консультации для воспитателей, согласно плану методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО в МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы 2014-2016г.г. (приказ по МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы №13 от 11.06.2014г).
В методическом кабинете оформлен информационный стенд о работе в соответствии с ФГОС, который периодически обновляется.
Актуальная информация по вопросам введения ФГОС ДО размещалась на официальном сайте МДОУ - mdoymalihok.ru.
Рабочей группой разработаны: - план –график по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2014-2016г.г. в МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы;
- план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО в МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы 2014-2016г.г;
- план- график поэтапного повышения квалификации педагогов МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы;
- план-график мероприятий по обеспечению условий РППС МДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
- Анкета для педагогов «Готовность к введению ФГОС ДО»;
- Анкета для родителей по введению новых стандартов.
Консультации для воспитателей
- Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений; - Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основные принципы, цели и задачи
Консультация для родителей - «Родителям о стандарте дошкольного образования»;
- "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: ФГОС ДО"
В годовой план работы МДОУ "Детский сад "Малышок" включены мероприятия, обеспечивающие координацию действий коллектива ДОУ по внедрению ФГОС. В педсоветы коллектива постоянно включались вопросы по координации введения ФГОС ДО. Был организован тематический педсовет «Внедрение ФГОС в целостный педагогический процесс ДОУ» (Протокол№6 от 31.03.2015г.)
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС ДО в МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы: происходит в соответствии с планом -графиком по обеспечению введения ФГОС ДО в МДОУ.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДО:
· Продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС.
· Обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ.
· Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ОО
Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО.
Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"». В целях приведения в соответствие с требованиями ФГОС проведена работа по разработке должностных инструкции с учетом документа «Педагогический стандарт», «Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293), родительский договор.
Рабочей группой разработан - план- график поэтапного повышения квалификации педагогов МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы;
40% педагогического состава ДОУ прошли курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС ДО; 30% проходят обучение по заочной форме с целью получения диплома по дошкольному образованию; остальные будут повышать квалификацию согласно плану-графику.
Проведена работа по переподготовке педагогов, имеющих квалификацию "учитель начальных классов" с целью получения квалификации «воспитатель».
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС: - использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
- ориентация педагогов на организацию здоровье сберегающей среды;
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Поскольку организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности нами был сделан анализ РППС с позиции требований ФГОС дошкольного образования, основываясь на удовлетворении интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития, обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация развивающей среды должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, также обеспечивать двигательную активность, эмоциональное благополучие детей. По анализу, сделанному в этом учебном году некоторые игровые оборудования, отвечающие современным требованиям, большинства нет в группах.
В 2015-2016 учебном году необходимо приобрести игровые оборудования для учебно-методического обеспечения по образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие - маркеры игрового пространства (кукольные столы, стулья, кровати, шкафы, плиты кухонные, ширмы-театр и т.д.), полифункциональные материалы (объемные модули, крупные разных форм);
художественно-эстетическое развитие- мольберты; музыкальное развитие - колокольчики, свистульки, треугольники, литавры детские;
познавательное развитие - объекты для исследования в действии, частично образно-символический материал и нормативно-знаковый материал;
физическое развитие- для ходьбы, бега и равновесия (коврики массажные и т.д.), для катания, бросания, ловли (кольцебросы и т.д.).
Укомплектован список учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО ДОУ. В 2014 году приобрели методические пособия и литературу: примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; во все возрастные группы были приобретены комплекты учебно-методических пособий к программе "От рождения до школы"; наборы картин демонстрационных, наглядных пособий, для развития детей по образовательным областям.
Материально- техническое обеспечение по ФГОС на данный момент пока недостаточно, но ведется работа с Учредителем по улучшению базы ДОУ.
Для определения уровня готовности ДОУ к введению ФГОС заполнялась карта самооценки готовности ОО к введению ФГОС ДО. По итогам самооценки МДОУ "Детский сад «Малышок» ст.Тарханы соответствует среднему уровню готовности к введению ФГОС ДО.
Пути решения выявленных проблем:
- всему педагогическому коллективу необходимо активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО;
- рабочей группе доработать разделы ООП;
- продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем воспитания и обучения;
- обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группах;
- подбор и применение новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательной деятельности.